Караваджо пользовался фототехникой

Караваджо пользовался фототехникой

Итальянский художник эпохи Возрождения Караваджо (1571-1610) использовал революционные оптические приборы для «фотографирования» своих моделей — более чем за 200 лет до изобретения фотографии. Такое утверждение сделал исследователь из Флоренции.

Обратите внимание: Вакх держит чашу в левой руке.
Обратите внимание: Вакх держит чашу в левой руке.

Художник шестнадцатого века знаменит прежде всего мастерством света и тени.

Караваджо работал в так называемой «темной комнате», а модель освещалась через дыру в потолке. Изображение модели проецировалось на полотно с помощью линз и зеркал, говорит Роберта Лапуччи, преподаватель престижной художественной школы Studio Art Centers International в тосканской столице.

Караваджо «фиксировал» изображение с помощью светочувствительных веществ в течение получаса. Художник писал свинцовыми белилами, смешанными с реактивами и минералами, которые заставляли краску светиться в полной темноте. Исследователь предполагает, что Караваджо использовал фотолюминесцентный порошок из толченых светлячков, применявшийся в то время для создания специальных эффектов в театральных постановках. Одним из основных элементов этих смесей была ртуть: ее длительное воздействие может влиять на центральную нервную систему, вызывая раздражительность и другие симптомы, — что, по словам Роберты Лапуччи, могло бы объяснить пресловутый темперамент Караваджо. В 1606 году одна из его многочисленных дуэлей завершилась смертью противника, в результате чего художнику пришлось бежать из Рима на Мальту.

«Эта технология была предложена ему другом, Джованни Батиста делла Порта, физиком, — считает Роберта Лапуччи. — Караваджо был тесно связан с сообществом ученых, заинтересованных в оптике». В то время как Леонардо да Винчи (1452-1519) впервые описал подобную «темную комнату», Караваджо стал первым художником, применившим это изобретение в своем творчестве.

Исследование было проведено в сотрудничестве с британским художником Дэвидом Хокни, который писал в своей книге «Тайные знания» (2001), что и Караваджо, и фламандский художник позднего барокко Антон ван Дейк (1599-1641), и французский неоклассицист Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867) для написания своих картин использовали оптические приборы. Это бездоказательное утверждение подверглось критике. По мнению искусствоведов, подобные заявления девальвируют гений художников.

«Существует множество доказательств, что Караваджо никогда не делал предварительные наброски, — настаивает Роберта Лапуччи. — Поэтому предположение о проекции выглядит правдоподобным». Исследователь подчеркивает, что «ненормальное количество персонажей картин — левши». «Это может быть объяснено тем, что изображение проецировалось на полотно задом наперед, — говорит искусствовед. — Эта аномалия исчезает в поздних работах художника, что свидетельствует о совершенствовании им технологии».

Роберта Лапуччи особенно заинтересована в том, чтобы опровергнуть обвинения в умалении таланта художника: «Вы не станете Караваджо, если спроецируете изображение на холст и обведете его светочувствительными красками».


93 11.02.2009